Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым»
Рассмотрено
на методическом
объединении учителей
общественно-гуманитарного
направления
протокол №1 от 30.08.2022 г.
Руководитель МО
___________И.С.Воробьѐва
Согласовано
Зам. директора
______Е.В. Герасина
Утверждено
и. о директора МБОУ
Школа № 13 г. Феодосии
_______ М.С. Вышковская
приказ от 30. 08. 2022 г. №385
Рабочая программа
по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»
для 5-х общеобразовательных классов
основное общее образование
Количество часов: 34 ч. ( 1 час в неделю)
Учитель:
Радионова Елена Васильевна
г. Феодосия 2022
Пояснительная записка
Нормативные документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (с изменениями)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 (с изменениями)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение,
2010
- Рабочая программа воспитания МБОУ Школа № 13 г. Феодосии
- Учебный план МБОУ Школа № 13 г. Феодосии на 2022/2023 учебный год
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.:
Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016– 160 с.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения
должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких
личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению,
сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у
учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро,
справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух
социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных
культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных
интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций,
обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными,
независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были
заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается
реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является
совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по
ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и
материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые
объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
2
Главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем,
увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений.
Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в
иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной
жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния
разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника
«Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам
священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным
искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.
Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это
позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества
гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность,
эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся
личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям
людей и т. п., что позволяет приобщить еѐ к философской стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт
младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к
эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных
культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о
ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной
культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться
коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность
реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике;
проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах,
группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным,
т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой
являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера
народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном городе,
может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности,
позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной
край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его
культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии
как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание
3
обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые
применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику
обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения
данного предмета в 5 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи
подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать
общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей
принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к
представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной
особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания
духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все
грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на
потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.
Основными целями и задачами
реализации указанной предметной области средствами учебника
«Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовнонравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид
может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности
родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,
семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные
верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является
прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в
повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том,
что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному
этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и
деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их
культуре и традициям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:
4
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского
общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю,
своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые
успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство
привязанности и любви к малой родине, гордости и за своѐ Отечество, российский народ и
историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия
в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания
участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
5
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение.-1ч.
В мире культуры – 4 ч.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки
и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский,
Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности
в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры
общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 14 ч.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных
народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь
ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных
конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей
страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о
труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности
на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к
природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных
объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни
человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные
6
ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив
Раздел 3. Религия и культура – 9 ч.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их
влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее
убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности
православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII
века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и
культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.
Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в
России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 3 ч.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана
исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду,
обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Раздел 5. Твой духовный мир – 3ч.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии,
радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения
человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Модуль «Школьный урок» (основная и средняя школа)
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
7
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Тематическое планирование
№
п\п
1
Название раздела, темы
Количество
часов
Введение. Знакомство с учебником: «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
1
В мире культуры(4)
2-3
Величие многонациональной российской культуры
4-5
Человек – творец и носитель культуры
Нравственные ценности российского народа (14)
6-7
«Береги землю родимую, как мать любимую»
8-9
Жизнь ратными подвигами полна
10В труде – красота человека
11
12«Плод добрых трудов славен»
13
14Люди труда
15
16Бережное отношение к природе
17
18Семья – хранитель духовных ценностей
19
Религия и культура (9)
20
Роль религии в развитии культуры
21Культурное наследие христианской Руси.
22
2324
2526
2728
Культура ислама
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
Иудаизм и культура
2
Культурные традиции буддизма
2
Как сохранить духовные ценности(3)
29Забота государства о сохранении духовных ценностей
30
31.
Хранить память предков
Твой духовный мир(3)
32.
Что составляет твой духовный мир
33.
Творческая работа. Проект Мой духовный мир
34.
Итоговый урок
8
2
1
1
1
1
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:
1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной
культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2016. . – 160 с.: ил.
2. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2015. . – 64 с.
3. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
9
10
11