2 класс Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(редакция от 23.07.2013);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 №373».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.04.2021 №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляемыми
образовательную деятельность» (в ред. от 23.12.2020).
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об
использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».
6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от
20.06.2018 года №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской
Федерации».
7. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым».
8. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021
№1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций
Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный
год».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
10. Рабочая программа воспитания МБОУ Школа № 13 г. Феодосии
11. Учебный план МБОУ Школа № 13 г. Феодосии на 2021/2022 учебный год

2

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального
общего образования МБОУ Школа №13 г. Феодосии, авторской программы А. А. Плешакова
«Окружающий мир» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс. Методические рекомендации : пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. Е. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А.
А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Во 2 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34
учебные недели)
В программе предусмотрено проведение:
– проектов – 6 ч;
- прыктических работ – 3 ч
– контрольных работ – 6 ч.
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к
минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта
конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с
помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое
обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка
Российской Федерации – русского языка*;
 умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в
отношении своей Родины;
 доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических,
конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме
обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников
общегражданского календаря;
 представление о разнообразии календарных традиций народов России и о
гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
 представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах
сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
 представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного
времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу
«Окружающий мир», к школе;
 представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил
школьной жизни, в том числе организации и подготовки общих праздничных событий в
течение года);
 познавательные мотивы учебной деятельности;
 представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного
отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и
социальных условиях жизни в течение года;
 эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных
средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в
разные времена года;
 этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе
взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
 представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
 этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах
народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в
культуре разных народов России.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил
поведения на уроке;
 умения выполнять правила работы в группе, доброжелательного отношения к
сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе, в процессе освоения сезонных игр
народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при
обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям
народов своего края;
 установки на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил
здорового образа жизни в разные времена года, в том числе, с опорой на лучшие
сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
4

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
 сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при
выполнении задания по просьбе учителя);
 выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы);
 планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
 фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам.
Обучающийся получит возможность научиться:
 оценивать правильность выполнения заданий, шкалы оценивания, предложенные
учителем;
 соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
 контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе
совместной деятельности.
Познавательные Обучающийся
научится:
 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих
тетрадях для передачи информации;
 находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для
выполнения заданий, из разных источников;
 использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемырисунки;
 понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
 анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
 классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
 сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
 осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями.
Обучающийся получит возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
 проявлять
индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов;
 моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
 включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; 

формулировать ответы на вопросы;
 слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
 договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
 высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в
соответствии с возрастными нормами);
 поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; 

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я
5

не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; 

готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
 составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
 признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учетом возрастных особенностей, норм);
 понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли
при выполнении заданий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором
находится город (село) и школа, где учатся дети;
 называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; 

определять стороны горизонта;
 находить на глобусе океаны и материки;
 перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять
количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
 перечислять времена года в правильной последовательности; 

измерять температуру;
 кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного
российского календаря, представленных в учебнике;
 находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни
людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
 называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в
неживой природе;
 узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
 перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду
осенью, весной;
 отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
 определять, чем отличаются насекомые от паукообразных; 

различать перелетных и зимующих птиц;
 соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний
период;
 перечислять правила охраны природы в разные времена года;
 определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25
декабря);
 находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
 называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для
лечения;
 характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего
края;
 называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления
(таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы).
Обучающийся получит возможность научиться:
 связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; 

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
 пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и
океаны;
 приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, СанктПетербурга.
 уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
6

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы,
созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты
птиц, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их
расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на
основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание
погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.
Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование
человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края.
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное
отношение человека к растениям.
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности
питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и
отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные
представители растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Общее представление о строении тела человека. Характеристика от-дельных внутренних
органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера
телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Человек и общество.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими
людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи.
Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный,
школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования
транспортом.
7

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн,
флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской
Федерации. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника
Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День
семьи и др.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I –
Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика):
название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи,
театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории
родного края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.
Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные
достопримечательности.

8

Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности детей младшего школьного
возраста в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести начальный навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

9

Тематическое планирование

Где мы живём?

4 ч.

Практически
е работы
1

Природа

20 ч

2

1

Жизнь города и села

10 ч.

2

1

Здоровье и безопасность

9 ч.

-

1

Общение

7 ч.

1

1

Путешествия

18 ч.

3

1

итого

68 ч.

9

6

Тема

Кол-во часов

Контрольные
работы
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».