ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии в 7 классе рассчитана на 68 часов.
Данная программа составлена на основе:
федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.:
Просвещение, 2010;
рабочей программы воспитания МБОУ Школа № 13 г. Феодосии;
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
примерной программы основного общего образования по географии (базовый
уровень).
Сборник
нормативных
документов
География
М.,
«Дрофа»,
http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=528&Itemid=94;
федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования;
программы общеобразовательных учреждений по географии для 5-9 классов линии
«Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2008г, Москва,
Просвещение);
учебного плана МБОУ Школа № 13 г. Феодосии на 2021/2022 год;
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной
образовательной программой МБОУ Школа № 13 г. Феодосии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ:
развитие у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о
людях, ее населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни, и
различных природных условиях, то есть формирование необходимого минимума базовых
знаний страноведческого характера;
развитие знаний о общегеографических закономерностях, которые должны помочь
школьнику увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии
природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно эти знания
методологического характера помогают воспитывать бережное отношение к природе,
убеждение в необходимости международного сотрудничества в решение проблем
окружающей среды на основе о роли природных условий в жизни людей.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ:
сформировать представление об образование Земли как планеты, познакомить с
геологической историей Земли;
познакомить с гипотезами происхождения материков и океанов. Сформировать
представление о материках и океанах как о крупных природных комплексах Земли;
познакомить с тектонической картой и размещением крупнейших форм рельефа на
материках и в океане;
сформировать понятия о территориальных сочетаниях природных ресурсов,
зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры;
сформировать
представление
о
пространственных
различиях
процессов
формирования климата;
ознакомить с закономерностями распределения вод суши по материкам;
дать понятие о зональном и азональном распространении растительного и животного
мира на материках и в океанах;
познакомить с типовой характеристикой каждого материка, численностью и
особенностью размещения населения;
сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуре
народов.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов
обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и
демонстрационных), практических,
проблемно-поисковых под руководством
преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр,
деловых игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных
работ.
Учебно-методический комплект:
Учебник: География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных
организаций под редакцией А. И. Алексеева, В.В. Николина, Е. К. Липкина Москва:
Просвещение, 2015г. (с приложением на электронном носителе DVD)
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп
методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и
демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством
преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
2. методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных
игр, деловых игр;
3. методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля,
письменных работ.
4.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план отводит 68 часов для обязательного изучения географии из расчета 2
учебных часа в неделю и 34 учебные недели в 2021/2022 учебном году.
2
Результаты освоения учебного предмета
1 Личностные
-воспитание российской гражданской идентичности;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию,
осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование основ экологической культуры;
-уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и
России.
2.Метапредметные
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и
познавательных задач;
-умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и
потребностей;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
3 Предметные
-Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
-Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
-Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе ее экологических параметров;
-Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты
как одного из «языков» международного общения;
-Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
-Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф
3
-Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде;
Выпускник научится:
•
различать, описывать и анализировать геогра¬фические процессы и явления,
определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов
и стран;
•
сравнивать особенности природы и населе¬ния, материальной и духовной культуры
ре¬гионов и отдельных стран;
•
оценивать особенности взаимодействия при¬роды и общества в пределах отдельных
терри¬торий;
•
описывать положение и взаиморасположение географических объектов на карте;
•
распознавать и объяснять особенности ком¬понентов природы отдельных
территорий;
•
создавать письменные тексты и устные сооб¬щения об особенностях природы,
населения и хозяйства изученных стран на основе не¬скольких источников информации,
сопрово¬ждать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
•
выдвигать гипотезы о связях и закономерно¬стях событий, процессов, объектов,
происхо¬дящих в географической оболочке;
•
• сопоставлять различные научные точки зре¬ния о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
•
• оценивать положительные и негативные по¬следствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
•
• объяснять закономерности размещения на¬селения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-эконо¬мическими факторами.
4
Содержание программы
География. Страны и континенты. 7 класс
(68; 2 ч в неделю)
Тема 1. Введение (2 ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении
географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды.
Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые
территории. Новое в учебнике.
Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы
изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.
Тема 2. Население Земли (4 ч)
Размещение населения на планете.
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира.
Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие
города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.
Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые
страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира по
площади и численности населения.
Тема 3. Природа Земли (14 ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических
процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы
А. Вегенера.
Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры.
Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и
равнин.
Практическая работа № 2. Определение взаимосвязи между строением земной коры и
рельефом.
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком.
Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение
полезных ископаемых.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые
пояса. Изотермы.
Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и
осадков на земном шаре.
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные
ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании
климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат
западных и восточных побережий материков.
Практическая работа № 3. Обозначение на контурной карте границ климатических поясов
и областей мира. Составление описания одного из климатических поясов.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических
течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.
Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли.
Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
5
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»— 3). Поиск
информации в Интернете.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия.
Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление
растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны
материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В.
Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана
почв.
Тема 4. Природные комплексы и регионы (6 ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон.
Изменение природных зон под воздействием человека.
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий,
Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение
Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана
Мирового океана.
Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения
материков и стран. Описание материка. Описание страны.
Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический
регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в
организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран.
Диалог культур.
Практическая работа № 4.
Составление комплексной характеристики одного из океанов (на выбор). (итоговая)
Тема 5.Материки и страны (42 ч)
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки.
Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные
ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа
и климата.
Практическая работа № 5. Определение географических координат крайних точек
материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Африки.
Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность.
Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев.
Африка — беднейший материк мира.
Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения
географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.
Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны
Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген —
памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности
природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания,
голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.
Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население.
Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов.
Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как
образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании.
Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности
природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.
Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация.
Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой
туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4).
Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».
6
Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка.
Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии.
Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур
и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные
воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих
островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население.
Занятия населения.
Практическая работа № 6. Определение географических координат крайних точек
материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Австралии
Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы.
Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и
животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный
хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания.
Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании.
Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.
Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры
материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие
материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир.
Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.
Практическая работа № 7. Определение географических координат крайних точек
материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов
Антарктиды.
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в
сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки.
Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и
рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки.
Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель.
Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.
Практическая работа № 8. Определение географических координат крайних точек
материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Южной
Америки.
Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь
коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие
государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.
Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес.
Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река
Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный
и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые.
Город Бразилиа.
Практическая работа № 9. Разработка туристического маршрута по Южной Америке с
использованием различных источников географической информации.
Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема
сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды.
Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки.
Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники
Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы
Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.
Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение,
занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.
7
Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние
точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические
особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера.
Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир.
Памятники Всемирного природного наследия.
Практическая работа № 10. Определение географических координат крайних точек
материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Северной
Америки.
Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и
различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.
Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря.
Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации.
Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье.
Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.
Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии.
Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада.
Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и
«кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица
США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река
Св. Лаврентия.
Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире.
Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
Практическая работа № 11. Составление комплексной характеристики одной из стран
Сев. Америки (по выбору в виде презентации или описания).
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки.
Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения
на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности
климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных
побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.
Практическая работа № 12. Определение географических координат крайних точек
материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Евразии.
Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и
заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная,
Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский
союз (ЕС). Политическая карта Европы.
Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров
Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут
Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания —
средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы.
Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты.
Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов.
Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.
Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности
природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут
Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница.
Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы,
истории, культуры.
Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии:
происхождение, занятия, образ жизни.
Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции:
происхождение, занятия, образ жизни.
8
Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители
Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.
Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население.
Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские
агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие
природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.
Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье:
особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий.
Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты,
жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут
Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные
ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города —
Самарканд, Хива, Бухара.
Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня ТаклаМакан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.
Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра.
Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф
Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы.
Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр.
Маршрут Шанхай — Владивосток.
Практическая работа № 13. Определение отличий климатических областей умеренного
пояса Евразии на основе анализа климатических карт и климатограмм.
Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских
островов. Население, культура Японии.
Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение,
занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.
Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии:
происхождение, занятия, образ жизни.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5).
Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».
Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы.
Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов,
художников в мировую культуру.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
9
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
№
раздела
и тем
1.
2.
3.
4.
5.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и Учебные часы Контроль знаний
тем
Практическая
часть
Введение
Население Земли
Природа Земли
Природные комплексы и
регионы
Материки и страны
2
4
14
6
1
1
1
2
1
42
4
9
Итого:
68
6
13
10
11