Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку для 10 класса составлена на основе
нормативных документов, обеспечивающих Федерального государственного
образовательного стандарта, примерной рабочей программы по учебному предмету
«Родной язык» для 10-11 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М. В. Бабкиной:Курск: ООО «Учитель», 2019. .
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г.
№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
Деятельности по основным образовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
3.Федерального перечня учебников на 2021/2022 учебный год.
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
Росси: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,В.А. Тишков.-М.:
Просвещение,2010.
5.Федеральный закон от 3 августа 2018года №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России: учебное издание / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.М.:Просвещение,2010.
7.Авторской программы по родному русскому языку для 10-11 классов . Под
редакцией М.В.Бабкиной - Курск: ООО «Учитель»,2019г.
8.Рабочая программа воспитания МБОУ Школа №13 г.Феодосии.
9.Учебного плана МБОУ Школа №13 г.Феодосии на 2021/2022 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Основная цель курса:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения,
средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства
освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической
ценности родного языка.
Задачи курса:
•воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа обогащение активного и
потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения
родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
•получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
•овладение родным языком как средством общения в повседневной жизни и
учебной деятельности; развитиеготовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других
источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку
текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах родного литературного
языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и
оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной
речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях
общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного
запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств;
совершенствование способности применять приобретенные знания умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение родного языка (ФГОС СОО) 10-11
классы -70 часов. В 10 классе - 35часов (из расчета 1 раз в неделю). Срок реализации -1
год.
Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Планируемые метапредметные результаты.
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной зара-
нее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения.
Ученик научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа тек-
ста и выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка
при создании текста;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную
мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Ученик получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том
числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную
и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники
для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).
Раздел 2 Содержание учебного предмета.
.
Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история
народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в
международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах
и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке
слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (12ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные
акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории
русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства
Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство
публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника
импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие
риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры,
сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и
убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в
публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций
спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии,
словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля:
точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения
текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения.
Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской
речи. Основные виды тропов, их использование мастерами
художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях
русского синтаксиса.
Резерв учебного времени – 3 ч.
Тематическое планирование
№
10 класс
Количество часов
Примерная
Рабочая программа
федеральная
программа
10
10
Разделы, темы
1 Язык и культура
.
2 Культура речи
3 Речь. Речевая деятельность. Текст
11
11
12
13
Резервные часы
распределены
Итого
35
35
ПО ОДНОМУ ЧАСУ ДОБАВЛЕНЫ В РАЗДЕЛЫ: «КУЛЬТУРА РЕЧИ», «РЕЧЬ.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ».
4 Резерв учебного времени
3
Распределение учебных часов по разделам программы.
№п/п Перечень разделов
1
Язык и культура
2
Культура речи
3
Речь. Речевая деятельность.
Текст
Итого:
Количество часов Формы контроля
по программе
10
Тестовая проверочная
работа
№1
Творческая работа №
1,2.
12
Проверочное
тестирование
(промежуточная
диагностика).
№2
Творческая работа №
3,4
13
Проверочная работа
№ 2 по теме
«Итоговое
тестирование по
родному (русскому)
языку».Зачетная
работа по курсу
(защита проекта).
35
Количество проверочных работ: зачетных работ-1
творческих работ-4
тестирований-2
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Кол-во
часов
Тема
урока
Язык и культура 10 ч
1
1
2-3
2
4-5
2
6
7-8
1
2
9
1
10
1
11
1
12
2
13
1
14
1
15
1
16
1
17
1
18
1
19-20
2
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.
Повторение изученного в 9 классе.
Система русского языка, его единицы и уровни.
Русский язык как развивающееся явление Повторение
изученного в 9 классе.
Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум»
русского языка в 21 веке, его причины Повторение изученного в
9 классе.
Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском
языке слов, их стилистическая
переоценка Повторение изученного в 9 классе.
Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» Р/к.
Тестовая проверочная работа № 1 по теме «Развитие
современного русского языка»
Анализ проверочной работы
Культура речи – 12 ч
Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Речевая избыточность
и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
Р/к.Нарушение норм произношения в речи жителей
Ставропольского края.
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Интернет-дискуссии, Интернетполемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура
речи?»
Дата
план
факт
21-22
2
1
1
Зачетная работа по курсу (защита проекта)
1
24
1
25
1
26
27
1
1
28
29-30
31
1
2
1
32
1
35
(промежуточная
Речь. Речевая деятельность. Текст. 13 ч.
Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности
речевого общения.
Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи. Средства речевой
выразительности: «цветы красноречия».
Риторика остроумия
Категория монолога и диалога как формы речевого общения
Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
полемика
Виды доказательств
Р/р Публичное выступление (практическое занятие).
Функциональные разновидности языка. Публицистический,
научный, официально-деловой стили речи
Язык художественной литературы. Разговорная речь. Р/к.
Особенности разговорной речи жителей Ставропольского края.
Проверочная работа № 2 .Анализ кпроверочной работы.
23
33-34
Проверочное
тестирование
№1
диагностика). Анализ контрольной работы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Жанр интервью в современных газетах
Искусство вести беседу
Телевидение и литература: что окажется сильнее
Как влияют социальные сети на язык.
Край родной в легендах и преданиях.
Научные открытия А.А. Шахматова.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности
русской речи.
Структурные особенности русских метафор.
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста
(на материале предвыборных публикаций).
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в
современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Роль "ников" в интернете.
Язык как отражение национального характера.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Языковой портрет ученика нашей школы.
Как влияют социальные сети на язык?
Особенности языка СМС сообщений.
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий