Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (с изменениями)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 (с изменениями)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение,
2010
Историко-культурный стандарт: http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart,
http://school.historians.ru/wp-content/uploads.
Методические рекомендации ГБОУ ДПО РК «КРИППО» по преподаванию истории и
обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2021/2022 учебном
году;
- Рабочая программа воспитания МБОУ Школа № 13 г. Феодосии
- Учебного плана МБОУ Школа №13 г. Феодосии Республики Крым на 2021 - 2022 учебный год
Авторская программа Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Предметная линия учебников 511 классы».
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
1)формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2)осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3)готовность к служению Отечеству, его защите;
4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
8)нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
11)сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
12)ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные:
регулятивные:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
3)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
4)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
5)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
6)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
7)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
8)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
1)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
2)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
4)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
коммуникативные:
1)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
2)владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
3)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
4)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
5)работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов;
6)формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
8)планирования и регуляции своей деятельности;
9)владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств.
Содержание курса:
ГЛАВА I. Экономическая жизнь общества
(25ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и
развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы
спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль
фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные
издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые
предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет.
Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и
антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные
операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия
инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование.
ГЛАВА II. Социальная сфера общества (16 час)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт.
Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика.
Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и
межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных
отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые
отношения.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных
ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
ГЛАВА III. Политическая жизнь общества (27 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее
происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы.
Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь
современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества.
Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в
политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность.
Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс.
Политическое участие. Политическая культура.
Дополнительная литература для учеников
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.
2. Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2002. – 320 с.
3. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Школьный
практикум. – М.: Дрофа, 2005. – 224 с.
4. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Рабочая тетрадь. –
М.: Дрофа, 2005. – 224 с.
5. Человек и общество: Доп. Материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2001
6. Школьный словарь по обществоведению. — М.: Просвещение, 2001;
7. Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию: Учеб. Пособие для 10-11 кл.
Методическая литература:
1. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2002. – 384 с.
2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по
обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. –
М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов
и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2001.- 159-191 с
5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.
6. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие
по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2000. – 288 с.
7. Малышевский А.Ф. Введение в философию. 10-11 кл.: Методические рекомендации к
учебному пособию. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.
8. Гуревич П.С. Введение в философию. 11 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.:
Мнемозина, 2001. – 112 с.
9. Сухолет И.Н. Вопросы культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. –
М.: Школьная Пресса, 2001.- 144 с.
10. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое
планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 160
с.
11. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское
слово – РС», 2001. – 224 с.
Интернет-ресурсы.
1. vor-stu.narod.ru. – учебное пособие по социологии
2. people.nnov.ru. - электронный учебник по социологии
3. humanities.edu.ru. – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты
ЕГЭ по обществознанию.
4. ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»
5. sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на базовом и профильном
уровне.
6. som.fio.ru – в помощь учителю
7. energy-mgn.mn.ru – электронный учебник по политологии
Модуль «Школьный урок» (основная и средняя школа)
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
№
п/п
Учебно – тематический план.
Наименование разделов и тем
Всего
Контроль
I
Введение в изучение курса
«Обществознании»11 класс
3
1
II
Экономическая жизнь общества
22
1
III
Социальная сфера общества
16
2
IV
Политическая жизнь общества
27
2
ИТОГО
68
6