Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Целями
реализации основной образовательной программы основного общего
образования являются:
•
достижение выпускниками планируемых результатов:
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
•
становление и развитие личности обучающегося в
ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при
разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной
программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
•
обеспечение соответствия основной
образовательной программы фсбовапиям Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
•
обеспечение преемственности начального общего,
основного общего, среднего общего образования;
•
обеспечение доступности получения качественного
основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
•
установление требований к воспитанию и
социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему
усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых
условий для ее самореализации;
•
обеспечение эффективного сочетания урочных и
внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
•
взаимодействие образовательной организации при
реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
•
выявление и развитие способностей обучающихся, в
том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их
интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную
деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных
организаций дополнительного образования;
•
организацию интеллектуальных и творческих
соревнований, научно- технического творчества, проектной и
учебно-исследовательской деятельности;
•
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
•
включение обучающихся в процессы познания и
преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального
управления и действия;
•
социальное и учебно-исследовательское
проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке
педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
•
сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их
безопасности.
Принципы
и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
Методологической
основой ФГОС является системнодеятельностный подход, который
предполагает:
•
воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
задачам построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, диалога культур и уважения многонационального, иол и культурного
и поликонфессионального состава;
•
формирование соответствую щей целям общего
образования социальной среды развития обучающихся в системе образования,
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
•
ориентацию на достижение основного результата
образования развитие на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира личности обучающегося, его активной
учебно-позпавательпой деятельности, формирование его готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
•
признание решающей роли содержания образования,
способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
•
учет индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и
форм общения при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
•
разнообразие индивидуальных образовательных
траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Основная
образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических
особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:
•
с переходом от учебных действий, характерных
для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной
общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять
принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной
деятельностью па уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и
операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в
форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося -
направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных
целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных
действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
•
с осуществлением на каждом возрастном
уровне (11-13 и 13 15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов
действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного
преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и
перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к
развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и
построению жизненных планов во временной перспективе;
•
с формированием у обучающегося научного
типа мышления. который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы,
эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром:
•
с овладением коммуникативными средствами и
способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного
сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и
сверстниками;
•
с изменением формы организации учебной
деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к
лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход
обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития
- переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7
классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при
котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка
является возникновение и развитие самосознания - представления о гом, что он
уже нс ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией
подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы
повеления взрослых.
Второй
этап подросткового развития (14-15 лет, 8 9 классы), харак геризуе гея:
•
бурным, скачкообразным характером развития, т.
е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными
изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у
подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
•
стремлением подростка к общению и совместной
деятельности со сверстниками;
•
особой чувствительностью к морально-этическому
«кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения
взрослого мира;
•
обостренной, в связи с возникновением чувства
взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения,
которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное
формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное
развитие личности; т.е. моральным развитием личности;
•
сложными поведенческими проявлениями, вызванными
противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны
окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах
непослушания, сопротивления и протеста;
•
изменением социальной ситуации развития: ростом
информационных
перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения
информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет
особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования
новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с
активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного
процесса и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.